Жили-были два брата-волчонка. Один, как водится старший, был умный и способный, а другой способностями особыми не отличался. По началу, росли братья вместе, дружили, учились добычу разыскивать, след не терять, да правильно нападать. У умного все получалось: умел он различать следы животных, легко указывал матери-волчице, куда какого зверя схватить будет правильно, и много чего еще знал, чего брат-глупыш не ведал, да не понимал. Но однажды случилось несчастье: то ли охотники мать-волчицу застрелили, то ли она сама куда ушла и не вернулась, но остались братья вдвоем.
Первый день они просто ждали волчицу, на второй попытались ее искать, на третий день оба совсем оголодали и стали думать, что же им дальше делать
— Конечно, надо охотиться! — решил старший, и младший с ним согласился. Он никогда не спорил с братом, не хватало на это его маленького умишка. Сказано — сделано. Пошли братья искать добычу. Каждый своей дорогой.
Весь день ходили, совсем старший есть захотел, аж еле приполз к логову голодный. Смотрит, там младший лежит сытый и похрапывает. Разозлился волчонок и давай будить младшего брата:
— Ты, дурень, просыпайся! А ну говори, что ел?! Небось, травку да кору жевал, волков позорил.
Проснулся младший и отвечает.
— Что ты, брат, какая трава. Я лежу, смотрю — мышка бежит. Я ее хвать. Смотрю — лягушка скачет, я ее тоже съел. Я и тебе наловил.
— Дурень, ты, дурень. Волкам не такую добычу ловить положено! — разозлился старший брат. Но дурака учить — себя не уважать. Посмотрел он на кучку тушек грызунов и решил, что надо их съесть. Всяко живое существо жить должно, а если охотишься, добычу не бросай…
Так и начали жить: старший брат добычу ищет, а младший все мелочью промышляет. Иногда, правда, зайца приносил или лисицу душил, но редко. Глупый он был, только на такое и был способен.
Но вот однажды, пошли оба брата воды выпить и случайно увидели лося.
— Вот это добыча по мне! — прошептал в восторге старший брат. Младший хотел, было, его остановить, но не стал — побоялся брата. И вот старший стал подкрадываться к лосю. Осторожно, так, чтобы не заметила его добыча. Он ведь знал, что раньше ему не удавалось поймать никого, потому что просто не везло: то птица из-под лапы вылетит, то сучок какой под весом хрустнет, то еще как-нибудь матушка-природа своих созданий защитит. Но сегодня он обманывал и лося, и матушку.
Вот, наконец, он подобрался к самому лосю, и как прыгнет ему на спину. А до шеи не допрыгнул. Кинулся, было, младший старшего защищать, да где ему, дураку. Так и сбросил лось старшего на землю, да затоптал.
Поплакал младший над братом, но сделать-то уже ничего не мог, и пошел подальше от дома, чтобы брата не вспоминать. Долго бродил, вырос уже, и чем дальше рос, тем больше надо было ему зайцев, да лисиц, чтобы прокормиться. Начал он осторожно оленят таскать, да на домашний скот нападать, ежели на дороге попадался. А потом и оленя завалил. Долго ел, понравилось. Так и стал он хорошим охотником, стаю потом нашел и деток заимел и всегда их учил, чтобы не замахивались на то, что им не по зубам.