Вопрос о распределении моего личного бюджета оказался очень непростым для меня. Вообще, так получилось, что у меня большая стипендия (особенно, по сравнению с другими студентами) и в некоторые месяцы я получаю около 20 - 30 тысяч + зарабатываю я часто не так плохо и в среднем заработок 3-5 тысяч в месяц. К тому же, то в одном месте, то в другом появляются неожиданные источники дохода, которые разово приносят весьма немалые суммы. Но распоряжение бюджетом для меня - ужасное занятие. Я просто не умею держать деньги у себя. Если они у меня есть, они практически сразу куда-то исчезают.
Трачу я много и со вкусом: я люблю вкусно покушать (и не всегда здоровую пищу), люблю покупать какие-нибудь безделушки или дорогие и псевдонужные вещи, без которых, кажется, и работа не работается, и дела не делаются, и хобби, извините, не хоббятся.
В итоге к новой стипендии у меня, в лучшем случае, не остается ни копейки, сколько бы денег я не получила. В худшем - я оказываюсь должна еще несколько тысяч.
Такое неумение экономить идет из детства. Детство было счастливое, но бедное. Иногда доходило до того, что кушать было нечего. Потом ситуация, конечно, исправилась, но все равно денег никогда много не было. Даже мой нынешний доход по меркам моей родни - достаточно большой. Поэтому у меня никогда не было модных игрушек и красивых вещей, которые бы мне хотелось. А вот деньги я полюбила сразу, ведь на них можно столько всего купить. Так я научилась зарабатывать, но тратить – нет.
Достаточно неплохие по моему мнению доходы у меня появились недавно: года 2-3 назад. Сначала я оправдывалась тем, что я не умею тратить деньги и ещё не наигралась. Потом начала задумываться и теперь настал момент, когда нужно решительно поменять свое финансовое поведение. Ведь я могла уже купить квартиру на те суммы, которые прошли через мои руки. Но от них не осталось и следа.
Я уже думала о своей мечте и в ней явно видно, что я не хочу быть бедной. А чтобы не быть бедной нужно тратить деньги не только для удовольствия, но и для пользы. Проще говоря, вложенные суммы должны как-то окупаться. Именно поэтому мне нужно более строго отнестись к планированию своего бюджета.
Разумно предположить, что для того, чтобы распределять бюджет, нужно этот бюджет знать. Мне в несколько раз сложнее: у меня непостоянный доход каждый месяц, поэтому процентами тут не обойдешься. Да и подсчет вести трудно. Ну, ничего. Где наша не пропадала.
Для того, чтобы подсчитать мои доходы я взяла в руки обычный Microsoft Office Excel 2003. Конечно, можно скачать специализированную программу для домашней бухгалтерии, но мне с этой проще и привычней. К тому же, она есть практически на любом компьютере, а значит мне не придется ходить с программным обеспечением на флешке.
В Excel я сделала таблицу.
Таблица вот такая:
Первый столбик - дата. Ведь нужно же знать, когда и какие были поступления.
Доходами в "Интернет" для меня будет считаться те деньги, которые лежат на моих электронных кошельках (вебмани или яндекс-деньги). Я выделила интернет отдельно, так как наличие на счету какой-то суммы вовсе не означает, что я получу эту сумму: я потеряю некоторые проценты при выводе средств.
Столбик "Реал" будет отражать реальное положение дел у меня в кошельке. Вот сколько лежит, столько и записываю.
И столбик "Ч/д" - это суммы, которые находятся у меня на счету в банке и которые я могу в любой момент снять.
Я не буду делать отдельную колонку для источников поступлений и мест траты, для этого можно написать примечание средствами программы. Чтобы это сделать можно кликнуть по ячейке правой кнопкой мыши и выбрать в меню пункт "добавить примечание".
Теперь пояснения о табличках правее. Тут будут указаны суммы, которыми я не могу воспользоваться в ближайший момент (например, денежный депозит в банке) т.к там деньги должны лежать некоторое время.
Сроки вкладов я буду указывать опять же в примечании. Проценты я не буду учитывать. Они "получат свое" либо когда я их сниму, чтобы потратить, либо когда я положу их на счет заново вместе с существующей суммой, чтобы продлить вклад.
Как видно, практически все колонки в самом начале имеют ячейку "всего". Сумма будет считаться автоматически с помощью несложной формулы.
Теперь еще один интересный пункт: долги.
Чтобы помнить, что я дала в долг, а что взяла я сделала себе табличку в два столбика. Первый: я должна, второй - мне должны. Чтобы не забыть ставлю ярко-красный цвет на мои долги и голубенький на то, что мне вернут. Кто, кому и когда пишу в примечании. Надеюсь со временем избавиться от этой таблички вовсе, но пока учет долгов - важная графа в моем бюджете.
Ну и последний, самый интересный пункт - расходы.
Расходы я буду делить на текущие (это если ботинок порвался, косметика вдруг испортилась или средство для мытья посуды упало и вылилось в раковину), основные (их ещё нужно будет подсчитать со временем. сюда будут входить покупка еды, средств гигиены, вещей для дома, которые требуют частой замены, оплата счетов), сезонные (расходы на одежду, на вещи для дома, которые требуются раз в месяц), для себя(всякая безделушечная промышленность, хобби и прочие радости) и для других (а это подарки на дни рождения, праздники, благотворительность и другие вещи, которые я покупаю не для себя).
+ пришлось добавить в столбик под сумму "крупные покупки". Это бытовая техника, машины, компьютеры, в общем все, что стоит больше 5 тысяч рублей.
Фиксировать я буду все покупки, но опять-таки подробное описание оставлю для "примечания".
Ну и самое последнее. Вы можете видеть в таблице пункт "Общий актив". Это то, что в данный момент является моими "свободными" деньгами, которые мне не нужно ни срочно тратить, ни откладывать. Надеюсь, что в этой ячейке всегда будет сумма с плюсом. Пока что именно эти деньги я буду откладывать на счет в банке для создания пассивного дохода.
Теперь, когда у меня есть собственноручно созданный файл для ведения моей бухгалтерии, нужно определиться с примерным распределением моего бюджета между статьями "расходов".
Пока что я не могу сказать, какое точно количество денег будет отводиться на тот или иной пункт, ведь я не знаю сколько мне нужно на еду, на текущие и сезонные расходы, но я думаю, что эти три пункта будут занимать около 70% моих финансов. Примерно так:
Основные расходы: 50%
Текущие расходы: 10%
Сезонные расходы: 10%
Стоит оговориться, что сезонные расходы они на то и сезонные, что требуется обращать на них внимание не каждый месяц. Но деньги откладывать придется, чтобы было что расходовать. Я решила, что откладывать деньги в конверты - идея не плохая.
Таким образом, у меня уже есть два конверта: Первый - для основных и текущих, Второй - для сезонных.
Но у меня есть еще несколько пунктов, а именно - 3.
Так как пункты равнозначны, мне придется отдать по 10% на каждый.
Расходы для себя: 10%
Расходы для других: 10%
И накопление на крупные покупки: 10%
Таким образом, у меня есть еще 3 конверта: Для себя, Для других и Крупные покупки.
Существует вероятность, что два конверта я заменю на другие способы хранения. Сумму для основных и текущих расходов проще хранить в кошельке, при чем не обязательно в том, который всегда с собой, но в нем пойдет.
А вот копить на крупные покупки проще, если откладывать деньги в банк. Во-первых, нет соблазна утащить денежку на какие-нибудь нужды. Но пока это будут конверты.
Надо отметить, что к покупке вещей я тоже буду подходить более серьезно и не буду покупать вещь, которая мне точно не нужна, поэтому перед каждой покупкой я буду задавать себе вопрос: А нужно ли мне это сейчас? А полезно ли это для меня? И тут главное быть честной сама с собой. Если ответ на эти три вопроса меня устраивает, значит все хорошо. Если нет – не надо покупать эту вещь. Она мне не нужна. В любом случае, как только начнется учет моих средств, я буду знать, на что я трачу деньги и смогу как-то ограничить их исчезновение. Но пока что, я не знаю куда и что уходит, поэтому только планы и начало работы.
Думаю, у меня все получится!
Если вы хотите себе такую же таблицу для подсчета ваших доходов и расходов, вы можете скачать ее по этой ссылке: лист бюджета
Написать комментарий